Выпуск №131. М.Ю.Лермонтов СКАЗКА ДЛЯ ДЕТЕЙ (1840)/ Древо поэзии / Подкаст на PodFM.ru
QR-код RSS
QR-код OPML
 
Хочу послушать
только на radioteatr.podfm.ru
 

Выпуск №131. М.Ю.Лермонтов СКАЗКА ДЛЯ ДЕТЕЙ (1840)

+1
Для того, чтобы проголосовать — авторизуйтесь Для того, чтобы проголосовать — авторизуйтесь
добавлен 31.01.09 09:30
Древо поэзии - ссылка - Андрей Кабилов представляет:

ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич (1814-1841)

Поэма "Сказка для детей"

Исполняет Андрей Кабилов.

Музыкальное сопровождение - Чайковский "Баркаролла"; Шопен "Вальс №7"; Бах "Ария", Прелюдия", "Фуга №6"; Паганини "Соната №4"; Гуно "Алегротто Фауст"; Вагнер "Валькирия"; Лядов "Баба Яга".
_________________________________________________________________

Поэма осталась незаконченной: сюжетные линии произведения не замкнуты, не имеет структурной законченности эпическая часть повествования, оборван вмонтированный в нее монолог Мефистофеля, намечены лишь исходные моменты в судьбе Нины, основной героини поэмы. В первых же строфах произведения содержатся, кроме жанровой его характеристики, композиционные наметки повествования - "волшебно-темная" завязка, "печальный ряд" эпизодов, касающихся то "тайных дел, семейных и любовных", то "страшных тайн" истории, "минувших лет, событий роковых"; обещан автором и конец, который "не будет без морали". В целом автор сообщает, что он намеревался написать "легкую поэму в сорок песен" (в другом месте - "короткую поэмку в сорок песен"). Написано же 27 строф, которые оканчиваются строкой точек, обозначающих недосказанность.

Датируется поэма по упоминанию в черновом тексте о международных событиях того времени - турецко-египетском конфликте 1839-1841 гг.:

Меж тем о благе мира чуждых стран
Заботимся, хлопочем мы не в меру,
С Египтом новый сладил ли султан?
Что Тьер сказал - и что сказали Тьеру?


Поэма не могла быть написана ранее второй половины 1839г.: новый султан, который упоминается в тексте, - Абдул-Меджид, вступил на престол 30 июня 1839г. Кончена поэма не позднее начала мая 1840г., так как рукопись была оставлена Лермонтовым А. А. Краевскому перед отъездом поэта в ссылку на Кавказ. Вернее всего, поэма писалась весною 1840г., когда Адольф Тьер, также упоминаемый в тексте, возглавил новый французский кабинет (1 марта 1840г.).

Поэма написана Лермонтовым 11-строчной строфой, которую он впервые применил в "Сашке". "Сашка" и является одним из подступов к "Сказке..." в шутливой разработке демонической темы. Небольшая, в несколько строк, зарисовка ночных "дел, которых знать и черт бы не хотел", в "нравственной поэме" "Сашка" разрастается в "Сказке..." в ведущую линию повествования - монолог Мефистофеля, озирающего раскинувшуюся перед ним ночную панораму грешной земли. Высказывалось предположение, что поэма "Сашка" и так называемое "Начало поэмы", считавшееся второй главой "Сашки", а также "Сказка для детей" представляют фрагменты единого, но неосуществленного замысла.

В "Сказке для детей" соединяются фантастика (отсюда название - "сказка") и реальный план, иронический, шутливый тон и высокий лиризм. "Сказка..." как шутливая повесть в стихах, содержащая и эстетическую самохарактеристику (рассуждения о стихе, о рифмах и т.д.), справедливо сравнивалась с "Домиком в Коломне" Пушкина. Но она имеет некоторые общие черты и с другими произведениями Пушкина - например, с поэмой "Медный всадник" (широкий исторический фон, лиризм, в частности лирическое описание белых ночей в Петербурге, построенное на метафорической картине встречи "ночного полусвета" с "новою денницей"). Указывалось и на влияние Байрона на "Сказку...".

Фантастический план поэмы с "ее волшебно-темной завязкой" определяется героем поэмы - новым вариантом образа Демона, но это уже иной Демон, он рисуется без героического ореола и становится персонажем петербургской повести, посвященной истории героини, ее детству и воспитанию, формированию ее характера. В поэме проявился интерес Лермонтова к углубленному психологическому анализу.

Героиня поэмы - маленькая Нина - при всем ее лирическом обаянии - натура в потенции трагическая, из тех, что рождены "для мук и счастья" - для "добра и зла в них пищи много".

Это один из первых в русской литературе сложных женских образов. Интерес писателя сосредоточен на процессе становления такой личности, его зависимости от обстоятельств, которые порождали и Арбениных и Печориных. "Сказка..." создавалась после "Маскарада" и почти одновременно с "Героем нашего времени", представляя собой заключительный этап в работе поэта над темой Демона. Сатирическое снижение могучего образа, долгое время волновавшего "юный ум" поэта, в последней поэме относительно. В самой декларации отречения от "волшебно-сладкой красоты" прежнего Демона есть некая литературная условность, так как Мефистофель "иного сорта" лишен зримых величественных форм, но не лишен высокой ценностной характеристики ("Жизнь, сила, чувство, зренье, голос, слух - И мысль - без тела - часто в видах разных...") В обзоре литературы за 1842г. В. Г. Белинский назвал "Сказку" "лучшим, самым зрелым из всех его произведений", несмотря на ее незавершенность (В. Г. Белинский. Полн. собр. соч., т.6. М., 1955, с.533). С точки зрения "углубления в действительность жизни" и живописного проникновения в русский быт высоко оценил неоконченную поэму Лермонтова Гоголь. По его словам, "Сказка" - есть "лучшее стихотворение" поэта, в котором новый демон "получает больше определительности и больше смысла". ("В чем же наконец существо русской поэзии и в чем ее особенность". - Н. В. Гоголь. Полн. собр. соч., т.8. <М.-Л.>, 1952, с.402). Такую же высокую оценку "началу стихотворного романа" Лермонтова дал Н. П. Огарев: "Это просто роскошь... Может быть - самая лучшая пьеса Лермонтова" (см. М. О. Гершензон. Образы прошлого. М., 1912, с.462).

"Сказка для детей" оказала воздействие на литературу позднейшего времени. Устанавливалось влияние поэмы Лермонтова на поэму "Параша" И. С. Тургенева (В. Буренин. Литературная деятельность Тургенева. СПб., 1884, с.11) и на "Талисман" Фета (Б. В. Томашевский. Пушкин, кн.2. М.-Л., 1961, с.393-397).

Известны попытки "продолжить" "Сказку..." с целями мистификации или использования произведения Лермонтова в идейной борьбе последующих времен. Своеобразной мистификацией можно считать "свободный" перевод "Сказки..." на немецкий язык Ф. Боденштедтом, который произвольно увеличил текст 4-й и 5-й строф и вместо окончания произведения приписал от себя лишнюю строфу (см. об этом: Н. А. Сигал. Боденштедт - переводчик Лермонтова. - Учен. зап. ЛГУ. Сер. филол. наук, 1941, вып. 8, с.335, 339, 348; Н. В. Попова. Лермонтов или Боденштедт? - Филологические науки, 1964, №3, с.34-41). В Петербурге в 1859г. вышло "Продолжение "Сказки для детей" М. Ю. Лермонтова", соч. Неизвестного. Автором оказался провинциальный житель, сотрудник иркутской газеты Ю. Волков, который в духе социальной проблематики своего времени, прибегая к реминисценциям из "Сказки...", изобразил историю отвергнутой любви аристократки Нины к герою демократического происхождения.


Примечание по тексту:

- "Минувших лет событий роковых Волна следы смывала роковые..." - В первой публикации эти стихи были вычеркнуты цензурой. Предполагалось, что здесь идет речь о восстании декабристов. Но названный текст (строфа 11) примыкает к строфе 10, содержащей образную ассоциацию с "Медным всадником" Пушкина.

Возможно, что под "роковыми событиями" подразумевается и петербургское наводнение 1824г., ставшее в поэме Пушкина кульминацией трагической судьбы человека, зависимого от стихий природы и истории. В "Сказке..." человек тоже трагически зависим от диктата времен с их социальными переменами (нисходящая история знатного боярского рода) и от диктата страстей (формирование души Нины).

- "Рафаэля, иль кисти Перуджина..." - Пьетро Перуджино (ок. 1446-1523) - знаменитый итальянский живописец эпохи Возрождения, учитель Рафаэля.


Вконтакте


 
 

Журнал "Древо поэзии" - это просветительская работа в сети Интернет, написание статей, создание аудио и видео передач. Это - творческий процесс: осмысление жизни через искусство, культуру и религию

Выходит с 30 июля 2008 года
Периодичность выпусков: еженедельно
Продолжительность: 5 - 40 (короткие и долгие аудио-передачи)
Автор: Андрей Кабилов

Подкастов: 571

Подписчиков: 11

Последняя запись: 18 июня 2013 года

  1. Открытая Книга
    Аудиокниги и аудиостатьи, рассчитанные на широкую аудиторию. .
  2. Открытый доступ. Любимые книги.
    В этой ленте собраны интересные аудиокниги и аудиостатьи самых разных жанров и направлений для широкой аудитории слушателей.
  3. Тест-драйв
    Впечатления об автомобилях Сергея Стиллавина и его друзей.
  4. Брендятина
    Истории мировых брендов.
  5. Собаки Павлова
    Доктор Давид на страже вашего здоровья.
  6. Школа молодых отцов
    Это должен знать каждый!
  7. Профилактика Онлайн
    «Профилактика» – уже хорошо известный публике шоу-бренд.
  8. ТАСС уполномочен заявить
    Неизвестные факты из истории стран мира.
  9. До 16 и младше
    Мир глазами ребенка
  10. Модель Для Сборки
    Радиопостановки Влада Коппа.
  11. Живые: без лишних слов
    Только музыка из программы "Живые".
  12. Народный продюсер
    Избранные треки из одноименного шоу.
  13. Женщина. Руководство по эксплуатации
    Сергей Стиллавин и Рустам Вахидов обсуждают всё о женщинах.
  14. Живые: полная версия программы
    Разговорно-музыкальное шоу Семена Чайки.
  15. Клуб покупателей
    Руководство для покупателя: как принимать только правильные решения.
  16. Ladywaks
    Брейкс-эфир на Радио Рекорд.
  17. Среда Джаза с Давидом Голощекиным
    Знаменитый петербургский музыкант рассказывает про джаз.
  18. Stereoзвук
    Подкаст о современной электронной музыке.
  19. Мужская триГОНометрия
    Рассуждения уставших мужчин.
  20. Мужчина на кухне
    «Мужчина на кухне». Устно и вкусно!
  21. Дело предубежденного попугая
    Классический детектив Эрла Гарднера в озвучке.
  22. Перченый Питер
    Аудиогид по Санкт-Петербургу.
  23. Новости Науки и Техники
    Подробности последних открытий и достижений.
  24. Рунетология
    Аналитическая программа «Рунетология».
  25. РадиоСтранствия
    Это личный дневник журналистки Маши Веселовой.
  26. Сага о форсайте
    Будущее глазами очевидца.
  27. Рунет сегодня
    Программа о главных событиях российского интернета.
  28. Тори
    Авторское прочтение книги Ильи Чёрта - "Тори".
  29. Аудиобуквы
    Писатель и сценарист Александр Бачило читает свои произведения.
  30. Альманах фантастики
    Цикл рассказов для поклонников фантастики.
  31. Не фантастические горизонты
    Научно-популярный аудиожурнал.
  32. Дело о мрачной девушке
    Аудиокнига "Дело о мрачной девушке".
  33. Аудиокнига "Пещера" (Марина и Сергей Дяченко)
    Лучший роман фантастов Марины и Сергея Дяченко.
  34. Откровенно про IT карьеризм
    Программа о построении карьеры в IT-сферах.
  35. MediaFresh
    Программа о мире публичных коммуникаций.
  36. KeddroCast
    Мы против унылых и сухих обзоров гаджетов и новостей!
  37. Radio Grinch
    Авторская программа Дениса aka Radio Grinch.
  38. Пандем
    Главный роман украинских писателей-фантастов Марины и Сергея Дяченко.
  39. Берись и делай
    Программа о том, как создать бизнес без стартового капитала.
  40. Признаки Времени
    Программа об искусстве и творчестве.
  41. Подкаст журнала «Джаз.Ру»
    Авторский подкаст о джазе.
  42. Electroshock
    Двухчасовое авторское радио-шоу Руслан Севера.
  43. Персонажи
    Герои города Питера.
  44. Правовед
    Правовые аспекты нашей жизни.
  45. PODзарядка
    Программа о спорте и здоровом образе жизни.
  46. Взгляд Максима Кононенко
    Неожиданная трактовка актуальных проблем.
  47. Наука 2.0
    Общедоступно об открытиях в разных областях науки. Убедительно и еженедельно.
  48. Обзор блогов
    Обзор лучших блогов Рунета.
  49. Бухгалтерия.ру
    Все, что нужно знать о цифрах
  50. Свежие Ведомости
    Аудио-выпуск свежего номера газеты “Ведомости"
  51. EAshooters
    Еженедельный подкаст EAshooters.ru
  52. Футбольное обострение
    Программа, в которой болельщики могут высказаться без цензуры.
  53. Автовести
    Все главные новости и новинки мирового и отечественного автопрома. Автор и ведущий - эксперт экстра-класса Леонид Голованов.
 


Обсуждают сейчас rss